Отличная новость появилась в мире веб-дизайна. Дэвид Трэвис, являющийся преподавателем и одновременно консультантом в Userfocus, написал работу, содержащую рекомендации для веб-дизайнеров по тому, как лучше оказывать влияние на пользователя. Отметим, что Трэвис — дипломированный психолог, защитивший PhD в области взаимодействия, поэтому к его советам можно прислушиваться без колебаний.
Итак, психолог начинает с того, что вводит понятие «архитектор убеждения», так он называет веб-дизайнеров, которые намеренно используют в своей работе психологические методы воздействия на пользователей.
Согласно работе Дэвида Тревиса, архитекторы убеждения применяют несколько основных техник. Рассмотрим некоторые из них.
Взаимность. Суть данного принципа заключается в том, что человек, как правило, склонен охотнее реагировать на просьбу того, кто уже оказал ему какую-то услугу, помощь или преподнес подарок. В какой-то степени, получивший помощь чувствует себя обязанным, поэтому быстрее согласится выполнить то, о чем его просят. Веб-разработчики умело пользуются такой особенностью человеческой сущности. Они дают пользователем доступ к интересующей их книге, видеозаписи, аудиоальбому, а взамен они просят подписаться на их рассылку, или поделиться ссылкой с знакомыми, или прокомментировать портал в своем блоге.
Приверженность. Здесь веб-дизайнеры делают ставку на то, что люди зачастую стараются отстаивать свои мнения до конца, высказанные даже один раз. В данном случае пользователю предлагается какой-нибудь интересный материал в обмен на «like» в адрес сайта, в одной из социальных сетей. После того, как «like» поставлен, все друзья пользователя узнают о том, что он имеет положительное мнение о данном портале, а ему самому ничего не остается, как оставаться верному своей точке зрения.
Социальное подтверждение. Эта очень действенная психологическая фишка основана на том, что люди склонны следовать за мнением большинства. Так, например, когда на сайте отображается статистика количества просмотров ролика или количества скачиваний того или иного файла, пользователи будут просматривать в первую очередь те, которые имеют наибольшие показатели. Таким образом, разработчики могут направлять посетителей их сайтов в нужное русло.
Дефицит. Еще один интересный прием, о котором, кстати, знают практически все, или же просто пользуются им интуитивно. Психологи давно доказали, что тот или иной товар будет пользоваться большим спросом, если его предложение ограничено. Разработчики сайтов делают на своих страничках своего рода предупреждения для пользователей о том, что осталось всего несколько экземпляров того или иного товара, или заканчиваются билеты на концерт. Работает такой метод очень хорошо.
|